Послевоенное европейское искусство — уникальный пласт целого ряда разнообразных стилей и течений, возникших по окончании величайшей военной катастрофы в истории человечества. Послевоенное европейское искусство — это результат полученной западной цивилизацией глубокой эмоциональной травмы и совокупность множества попыток художественного переосмысления поставленных под сомнение традиционных ценностей.

Послевоенное европейское искусство — это итог творческих поисков огромного количества художников из разных стран. Все они искали пути выхода из непростой ситуации, когда в ходе страшной войны были разрушены базовые гуманистические принципы. Многие живописцы и скульпторы не могли просто забыть пережитые кошмары и вернуться к обычной жизни. Им казалось, что человечество изменилось навсегда и традиционное академическое искусство должно уступить дорогу новой культуре.

Послевоенное европейское искусство. Габриэле Мукки. Картина. «Бомбардировка Горлы», 1951

Послевоенное европейское искусство: важные события, повлиявшие на художников

Послевоенное европейское искусство охватывает большой временной промежуток с 1945 по 1968 годы. В этот период произошло множество знаковых событий в истории человечества, которые не могли остаться незамеченными для деятелей искусства. В первую очередь, это:

  • Атомная бомбардировка американцами японских городов Хиросимы и Нагасаки.
  • Начало «холодной войны» и формирование железного занавеса между Западной и Восточной Европой.
  • Начало космической эры и острое соперничество между СССР и США в сфере полетов на околоземную орбиту.
  • Значительное улучшение материального благосостояния людей и бум потребительства в начале 1960-х годов.
  • Бурный рост революционных настроений в молодежной среде, многочисленные акции протеста и студенческие волнения в странах Западной Европы в конце 1960-х.

Послевоенное европейское искусство. Жан Тэнгли. Инсталляция. «Мета-Матик №6», 1959

Грандиозные события, произошедшие в послевоенные годы, проявились в изобразительном искусстве возникновением различных новых стилей и течений. Все они оставили свой уникальный след в мировой культуре и оказали влияние на мировоззрение миллионов людей по всему миру.

Послевоенное европейское искусство. Отто Пиене. Картина. «Чистая энергия», 1958

Среди множества революционных школ и течений особо выделяются:

О каждом из них мы расскажем ниже более подробно.

Абстракционизм

Абстрактная живопись появилась в Европе еще в начале ХХ века, а ее главным центром в 1920-30-е годы был Париж. Но приход к власти Гитлера и начало Второй мировой войны оказали огромное влияние на этот вид искусства. Нацисты жестко преследовали абстракционистов и практически объявили их вне закона. Многие немецкие художники были вынуждены эмигрировать сначала в другие страны Европы, а позже — за океан.

Послевоенное европейское искусство. Пьеро Мандзони. Картина. «Ахром», 1959

В результате, именно в США после войны сформировался мощный центр абстрактного искусства не только из числа иммигрантов, но и родившихся в Штатах художников.

В Западной Европе с середины 1940-х годов абстракционизм начал быстро возрождаться. Многие художники ассоциировали его со свободой и демократией. Они противопоставляли абстрактное искусство диктаторскому фашистскому режиму и находили в нем способы творческой самореализации.

Послевоенное европейское искусство. Жан Дюбюффе. Картина. «Пейзаж бесформенного», 1952

Абстракционизм идеально подходил для создания шокирующих публику произведений. В них господствовала тематика ужасов войны, истребления мирного населения и страха перед новыми катаклизмами, которым грозила человечеству «холодная война».

Именно из абстракционизма впоследствии сформировалось множество других течений в западноевропейском искусстве.

Информализм

Информализм стал первым новым послевоенным течением в искусстве в Западной Европе. Он возник во Франции, в рамках Парижской школы на стыке 1945-46 годов.

Послевоенное европейское искусство. Информализм. Анри Мишо. Картина. «Без названия», 1960

Информалисты отрицали важность совершенства художественных произведений и любые установленные правила. По их мнению, художник должен передавать на картине эмоции и действовать спонтанно. Для информализма характерен отказ от изображения и людей и предметов даже в абстрактной форме — только полная свобода самовыражения и случайность жестов.

Послевоенное европейское искусство. Информализм. Николя де Сталь. Картина. «Великие футболисты», 1952

Ташизм

Ташизм развился из информализма в начале 1950-х годов. Причем далеко не все искусствоведы признают его в качестве отдельного течения в искусстве, многие специалисты считают ташизм одной из категорий информализма.

Послевоенное европейское искусство. Ташизм. Вольс. Картина. «Без названия», 1947

Ташисты писали картины пятнами и тоже отрицали необходимость создания реальных образов в своих произведениях. По их мнению, художник мог гораздо сильнее воздействовать на зрителя другими методами — выражением своей бессознательной активности. Трагизм и пессимизм картин — общая характерная особенность творчества последователей ташизма.

Послевоенное европейское искусство. Ташизм. Жорж Матьё. Картина. «Четвертая авеню», 1951

Поп-арт

Вопреки расхожему мнению, поп-арт — это не чисто американское изобретение в сфере изобразительного искусства. Примерно в одно и то же время, в начале 1950-х, поп-арт зародился и в Европе, а именно — в Великобритании. Причем английские художники, в отличие от своих коллег из США, в определенной мере сохраняли академические традиции в своих работах.

Послевоенное европейское искусство. Поп-арт. Питер Блейк. Картина. «Первая реальная цель», 1961

Приверженцы поп-арта негативно относились к абстрактному экспрессионизму. Напротив, они использовали в работах конкретные образы предметов потребления. В своих произведениях художники тонко иронизировали над современным обществом и распространенными стереотипами. В итоге им удалось совместить массовую культуру с изобразительным искусством и добиться значительного успеха у публики.

Послевоенное европейское искусство. Поп-арт. Ричард Гамильтон. Картина. «Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?», 1956

Кинетическое искусство

Истоки кинетического искусства можно обнаружить еще в творчестве импрессионистов. Многие великие импрессионисты пытались в своих картинах запечатлеть движение, но они были ограничены традиционными художественными формами. Многочисленные эксперименты с движущимися образами продолжались в течение всей первой половины ХХ века.

Послевоенное европейское искусство. Кинетическое искусство. Жан Тэнгли. Инсталляция. «Дань Нью-Йорку», 1960

А в начале 1950-х кинетическое искусство в Западной Европе пережило период бурного подъема. В это время художники начали массово создавать движущиеся композиции — «мобили». Габаритные установки из стекла, металла и других материалов стали самостоятельными произведениями искусства, а интерес к кинетизму не ослабевает и в наши дни.

Послевоенное европейское искусство. Кинетическое искусство. Николя Шеффер. Инсталляция. «Хронос 4», 1961

Оптическое искусство

Основоположником оптического искусства или оп-арта по праву считается Виктор Вазарели (Victor Vasarely), который в 1955 году опубликовал «Жёлтый манифест» — программу нового течения.

Послевоенное европейское искусство. Оп-арт. Бриджит Райли. Картина. «Движение на площадях», 1961

Оп-арт — это искусство визуальных иллюзий, основанное на особенностях восприятия человеком плоских и пространственных фигур. Художники пытались передать в своих работах иллюзорное движение с помощью всевозможных деформаций, скрытых изображений и оригинальных оптических эффектов.

Послевоенное европейское искусство. Оп-арт. Виктор Вазарели. Картина. «Caopeo», 1964

Акционизм

Акционизм возник в начале 1960-х в результате поисков новых способов самовыражения путем создания динамических произведений искусства. Акционисты стремились вовлечь зрителя в акцию (действие), они бесцеремонно вторгались на публичную территорию и привлекали к себе внимание смелыми выходками.

Послевоенное европейское искусство. Акционизм. Гюнтер Брус. «Прогулка по Вене», 1965

В акционизме художник наряду со зрителем часто становится субъектом произведения — постановочного театрального действия. Но автор не желает контролировать запущенный процесс. Напротив, он предоставляет полную свободу действий всем участникам и наравне с ними участвует в обсуждении своей работы.

Послевоенное европейское искусство. Акционизм. Ив Кляйн. Картина. «Безымянная антропометрия», 1961

Флюксус

В отличие от остальных описанных в нашей статье течений флюксус является в полной мере международным, а не европейским течением в искусстве. Хотя сформировался он в США, но первое широкое признание приобрел в Европе на нескольких фестивалях в 1962 году. В Германии был представлен манифест нового движения, а одним из самых яростных последователей флюксуса стал немецкий художник Йозеф Бойс (Joseph Beuys).

Послевоенное европейское искусство. Флюксус. Милан Книжак «Одиночная демонстрация», 1964

Последователи флюксуса пытались соединить в единый поток все доступные способы художественного самовыражения. Они разрушали границы не только между странами и культурами, но и между искусством и жизнью. В своих работах они смешивали случайность и простоту, игру и эксперименты, музыку и поэзию, перформанс и инсталляции.

Послевоенное европейское искусство. Флюксус. Тадеуш Кантор «Панорамный морской хэппенинг», 1967

Послевоенное европейское искусство оказало огромное влияние на последующие поколения художников. В нем и сегодня находят источник вдохновения молодые авторы, а искусствоведы — интересные темы для научных работ.

На сайте галереи «Русь-Арт» любой желающий может приобрести уникальные шедевры антиквариата. Сайт также предоставляет всем посетителям возможность недорого купить картиныиконыскульптуры разных авторов. Наша галерея может помочь Вам оценить антиквариат, может дорого купить, недорого продать или взять на реализацию антиквариат, фарфор, книги, часы, самовары, антикварную живопись.

Информация и изображения взяты из открытых источников.