Пленэр (от французского plein air — «открытый воздух») — это техника написания картин вне мастерской, на природе, при естественном освещении. Пленэр, в отличие от традиционной студийной живописи, позволяет художнику с большой точностью отобразить на холсте или бумаге богатство окружающих красок и малейших изменений цвета натуры.

Пленэр подразумевает наличие у живописца ограниченного количества времени для написания произведения. Художник не продолжает трудиться над картиной в мастерской после возвращения с натуры, чтобы внести какие-либо корректировки. В противном случае произведение получится качественно иным, так как будет безвозвратно утрачена активная роль света и воздуха в ходе работы над ним.

Особенности пленэра

Пленэр — достаточно сложная в исполнении техника для начинающих живописцев. При написании картины на открытом воздухе постоянно меняется окружающая световоздушная среда, появляются и исчезают всевозможные цветовые оттенки. Особенно заметным это становится в солнечную погоду при переменной облачности.

Пленэр. Ричард Паркс Бонингтон. Картина «Пейзаж близ Кильебофа», 1825

Художник может писать картины на пленэре различными видами красок: масляными, акварельными или акриловыми. Но для того, чтобы идеально передать все богатство натуры при естественном освещении, ему приходится учитывать многие нюансы, в том числе время суток и сезон года.

Пленэр. Теодор Руссо. Картина «Вид в окресностях Гранвиля», 1833

Скромные размеры большинства пленэрных картин легко можно объяснить особенностями работы над ними. Художнику приходится не только нести с собой все необходимые материалы для творчества, но и часто забираться в поисках эффектной натуры в труднодоступные места.

Пленэр. Камиль Коро. Картина «Лес Фонтебло», 1846

История пленэра

История пленэра насчитывает чуть более 200 лет, но его истоки уходят корнями еще в начало эпохи Раннего Возрождения — в первую половину XV века. Именно в то время в европейском изобразительном искусстве сформировался пейзажный жанр.

Пленэр. Жюль Дюпре. Картина «Лужа под дубом», 1850

Для создания красочных и реалистичных картин на тему окружающей природы художникам приходилось выезжать далеко за пределы своего дома. На натуре живописцы чаще всего делали только наброски или этюды с изображением основной композиции будущей картины.

Пленэр. Фредерик Эдвин Черч. Картина «Сердце Анд», 1859

По возвращении домой художник продолжал работу над произведением уже в условиях мастерской. Здесь он по памяти и на основе ранее созданных набросков в течение длительного времени писал картину. Такая традиция просуществовала около 300 лет, до появления романтизма в европейской живописи.

Пленэр. Фредерик Базиль. Картина «Этюд с деревьями», 1864

Настоящая пленэрная живопись возникла в Англии в начале XIX века. Ее родоначальниками принято считать двух выдающихся британских художников: Джона Констебля (John Constable) и Ричарда Паркса Бонингтона (Richard Parkes Bonington). Они осмелились пойти против устоявшихся традиций и решились от начала до конца писать картины на открытом воздухе. 1815 годом датировано первое полноценное пленэрное произведение Констебля — «Строительство лодки возле мельницы Флэтфорд».

Пленэр. Джон Констебль. Картина «Строительство лодки возле мельницы Флэтфорд», 1815

Новаторские работы художников были прохладно восприняты в Англии, но на парижском Салоне 1824 года возымели громкий успех. Во Франции пленэр обрел большое количество почитателей. Одним из первых заинтересовался новой техникой Камиль Коро (Camille Corot), а позже — многие представители знаменитой Барбизонской школы:

Пленэр. Огюст Ренуар. Картина «Весенний букет», 1866

В 1840-х годах бурному развитию интереса к пленэру также способствовало знаменательное изобретение в сфере художественных материалов. Началось промышленное производство красок в тюбиках, что позволило художникам писать картины на природе в более комфортных условиях.

Пленэр. Клод Моне. Картина «Впечатление. Восход солнца», 1872

В начале 1860-х гг. в Италии сформировалась группа художников под названием «Маккьяйоли», в которую входили Телемако Синьорини (Telemaco Signorini), Джованни Фаттори (Giovanni Fattori), Джузеппе Аббати (Giuseppe Abbati) и другие живописцы. Их объединяло не только страстное желание борьбы с академизмом в итальянском искусстве, но и любовь к работе на пленэре.

Пленэр. Жан-Франсуа Милле. Картина «Весна», 1873

Огромный вклад в популяризацию пленэрной живописи внес Клод Моне (Claude Monet). А впоследствии эту технику начали активно использовать и другие импрессионисты:

Пленэр. Альфред Сислей. Картина «Баржи в Бийанкуре», 1877

К концу XIX века во многих западных странах появились арт-сообщества, которые объединили активных сторонников пленэра. Большинство из них работали в пейзажном жанре и тяготели к импрессионистскому стилю. Примерами таких объединений могут послужить:

  • Хаймхаузенская и Ворпсведская колонии художников в Германии;
  • Ньюлинская школа в Англии;
  • Школа реки Гудзон в США.

Пленэр. Исаак Левитан. Картина «Мостик. Саввинская слобода», 1884

В среде русских художников также было множество приверженцев пленэрной живописи, в том числе выдающиеся мастера:

На протяжении всего XX века пленэр не утратил своей популярности. Эту технику часто использовали в своем творчестве художники самых разных направлений живописи. Ее активным сторонником считается и один из величайших современных мастеров — Дэвид Хокни (David Hockney).

Пленэр. Франческо Филиппини. Картина «Венецианская лагуна», 1892

В художественных школах всего мира и в XXI веке продолжают обучать детей искусству написания картин на открытом воздухе. Несмотря на появление новых стилей и направлений, у пленэра не только интересное прошлое, но и прекрасное будущее.

Пленэр. Камиль Писарро. Картина «Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно», 1897

Известные художники-пленэристы

Среди множества известных художников-пленэристов сложно выбрать самых лучших. И все же, отдельного упоминания в нашей статье заслуживают такие мастера:

  • Джон Констебл (1776-1837 гг.) — выдающийся английский живописец, работы которого по достоинству были оценены лишь после его смерти. Своими очаровательными пейзажами он навсегда прославил окрестности родного Саффолка.
  • Ричард Паркс Бонингтон (1802-1828 гг.) — британский художник, талант которого так до конца и не раскрылся из-за ранней смерти от туберкулеза. В возрасте 22 лет он получил золотую медаль на Парижской выставке и был обласкан критикой. Акварели Бонингтона оказали огромное влияние ка Камиля Писсарро, а многие из них были проданы за большие деньги на аукционе Sotheby’s через год после смерти гения.
  • Клод Моне (1840-1926 гг.) — самый знаменитый импрессионист в истории мирового искусства. Моне на протяжении всей жизни не переставал работать на пленэре и заслуженно добился всемирного признания. Его пейзаж «Впечатление. Восход солнца» дал название знаменитому направлению в живописи и навсегда стал эталоном импрессионизма.
  • Исаак Левитан (1860-1900 гг.) — непревзойденный мастер русского пейзажа, который не дожил даже до 40 лет. Его глубоко духовные картины как нельзя лучше передают красоту родных мест и заставляют зрителей задуматься о вечных истинах.

Пленэр. Дэвид Хокни. Картина «Приход весны в Уолдгейт, Восточный Йоркшир», 2011

На сайте галереи «Русь-Арт» любой желающий может приобрести уникальные шедевры антиквариата. Сайт также предоставляет всем посетителям возможность недорого купить картиныиконыскульптуры разных авторов. Наша галерея может помочь Вам оценить антиквариат, может дорого купить, недорого продать или взять на реализацию антиквариат, фарфор, книги, часы, самовары, антикварную живопись.