«Мир искусства» — это художественное объединение живописцев России, расцвет его деятельности пришелся на первое десятилетие XX века. Общество возникло на волне протеста против академизма и передвижничества и сплотило молодых художников в их стремлении к полной свободе творчества. Мирискусники первыми сделали шаг в сторону новой культуры, активно пропагандировали передовые взгляды и проложили дорогу авангарду. Объединение на протяжении семи лет выпускало журнал «Мир искусства», который стал первым в России программно-художественным периодическим изданием.

История создания объединения «Мир искусства»

«Мир искусства» появился в 1898 году, главным идеологом сообщества был живописец и искусствовед Александр Бенуа. Художник с начала 1880-х сплотил вокруг себя группу творческой молодежи, которая собиралась в его доме, чтобы поговорить о живописи, театральных постановках, литературе и музыке. Именно тогда у Бенуа впервые появились мысли объединить молодых художников разных стилей и направлений общими эстетическими и идейными принципами.

«Мир искусства». Лев Бакст. Картина «Портрет Александра Бенуа», 1898

«Мир искусства» создавался при непосредственном участии Сергея Дягилева, который постоянно бывал на дружеских встречах у Бенуа. Энергичный и предприимчивый театральный деятель был искренне заинтересован в продвижении творчества русских художников на Западе. В январе 1898 года он организовал совместную выставку известных скандинавских и российских живописцев, после которой сообщество сформировалось окончательно.

«Мир искусства». Лев Бакст. Картина «Портрет С. П. Дягилева с няней», фрагмент, 1906

Дягилев взял на себя поиск меценатов и подготовку журнала к печати, художественную политику издания определял Бенуа. Летом 1898 года критик написал несколько материалов, посвященных истории искусства, где окончательно сформировал главные принципы сообщества:

  • признание классического наследия;
  • отрицание вычурных и болезненных форм в искусстве;
  • приверженность красоте и гармонии.

Оба основателя придерживались концепции эстетизма, которая была разработана английским дизайнером и графиком Уильямом Моррисом (William Morris). Высшим критерием оценки художественной работы объявлялась красота, а источником прекрасного — личность творца, свободного в своем самовыражении. Целью нового объединения стала борьба с отсталостью российской художественной жизни и сближение с передовым западным искусством.

«Мир искусства». Александр Бенуа. Картина «Прогулка короля», 1906

Журнал «Мир искусства»

Технической стороной подготовки журнала «Мир искусства» к выпуску занимался Дягилев — привлекал авторов, редактировал статьи, заказывал оформление и договаривался с издательством. Первый номер увидел свет осенью 1898 года и произвел неизгладимое впечатление как на публику, так и на художников своим содержанием и высоким качеством полиграфии. В дальнейшем журнал выходил с разной периодичностью вплоть до 1904 года и приобрел множество поклонников в творческой среде.

«Мир искусства». Мария Якунчикова. Цветная литография, линогравюра. Обложка журнала «Мир искусства», 1898

Издание стало площадкой для обсуждения самых животрепещущих проблем интеллектуальной жизни России и Запада, на его страницах публиковались статьи на тему живописи, религии, философии и литературы. Душой журнала оставался Дягилев, который страстно увлекся новым для себя проектом. Он принимал живейшее участие в организации ежегодных выставок мирискусников, где экспонировались работы мастеров живописи Санкт-Петербурга и Москвы.

«Мир искусства». Константин Сомов. Картина. Декоративный мотив для журнала «Мир искусства», 1903

«Мир искусства»: художники и картины

Участников сообщества «Мир искусства» объединял интерес к ушедшим эпохам и стилям, культ прекрасного, романтизм с налетом иронии. Схожее мировоззрение влияло на выбор сюжетов и мотивов картин, где немаловажное место занимали исторические сценки с налетом театральности. В объединение входили многие выдающиеся русские живописцы, графисты и иллюстраторы.

«Мир искусства». Евгений Лансере. Картина «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе», 1905

Александр Бенуа (1870-1960) следовал разработанной им концепции всю свою творческую жизнь. В 1900-е годы он работал над «версальскими» сериями акварелей, посвященными временам правления Людовика XIV. Король и придворные изображены на фоне дворцовых пейзажей, напоминающих театральные декорации.

«Мир искусства». Александр Бенуа. Картина «Король прогуливается в любую погоду», 1898

Валентин Серов (1865-1911) принимал активное участие в работе объединения и даже уговорил Николая II выделить субсидию на издание журнала. Живописец черпал вдохновение в событиях XVIII века, его персонажи отличаются некоторой условностью и подчеркнутой декоративностью.

«Мир искусства». Валентин Серов. Картина «Петр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте», 1900

Евгений Лансере (1875-1946) — художник, график и иллюстратор, увлекался Петровской эпохой. В своих работах, посвященных строительству Петербурга, он создавал живой образ холодного и ветреного города с затянутым тучами небом.

«Мир искусства». Евгений Лансере. Картина «Петербург в XVIII веке. Здание Двенадцати коллегий», 1903

Константин Сомов (1869-1939) строго следовал принципам мирискуснической эстетики, для его работ характерен изысканный стиль, чувственность и театральность. Излюбленными темами художника были любовные сценки на пленэре.

«Мир искусства». Константин Сомов. Картина «Осмеянный поцелуй», 1908

Мария Якунчикова (1870-1902) занималась оформлением журнала и регулярно выставляла свои пейзажи в стиле импрессионистов, где тонкая игра света и тени передавала настроение момента. Много картин художницы посвящено старинным интерьерам.

«Мир искусства». Мария Якунчикова. Картина «Из окна старого дома. Введенское», фрагмент, 1897

Лев Бакст (1866-1924) — мастер с разносторонними творческими интересами, известен как театральный декоратор. Принципы мирискусников наиболее ярко прослеживаются в его ироничных иллюстрациях к повести Николая Гоголя «Нос» и акварельных зарисовках старого Петербурга.

«Мир искусства». Лев Бакст. Иллюстрация к повести Н. Гоголя «Нос», 1904

Мстислав Добужинский (1875-1946) предпочитал изображать северную столицу без налета романтики. На его пейзажах город предстает мрачным и пустым, а безлюдные улицы и неприглядные доходные дома создают ощущение безысходности.

«Мир искусства». Мстислав Добужинский. Картина «Садик в городе», 1905

Анна Остроумова-Лебедева (1871-1955) прославилась своими акварелями с изображениями видов Санкт-Петербурга в необычных колористических решениях. В журнале публиковала гравюры с городскими зимними пейзажами.

«Мир искусства». Анна Остроумова-Лебедева. Картина «Адмиралтейство под снегом», 1901

С появлением множества новых течений деятельность сообщества начала постепенно угасать. В 1903 прекратились выставки, а год спустя по причине отсутствия финансирования пришлось закрыть журнал. Сначала отделились московские мастера, а затем и часть петербургских живописцев перешла в Союз русских художников. В 1906 году состоялась последняя масштабная выставка при участии Сергея Дягилева, после чего он переключился на свои театральные проекты.

В последующие несколько лет деятельность объединения практически угасла, хотя на бумаге оно продолжало существовать. В 1910 году должность председателя занял Николай Рерих, который возглавил движение по возрождению организации и возобновлению выставочной деятельности. Небольшая часть художников продолжала развивать принципы и идеи старшего поколения мирискусников, но представителям авангардных течений концепция была уже неинтересна. Последняя выставка под эгидой «Мира искусства» прошла во Франции в 1927 году, после чего объединение было официально закрыто.

«Мир искусства». Николай Рерих. Картина «Заморские гости», 1901

На сайте галереи «Русь-Арт» любой желающий может приобрести уникальные шедевры антиквариата. Сайт также предоставляет всем посетителям возможность недорого купить картиныиконыскульптуры разных авторов.

Информация и изображения взяты из открытых источников.