Михаил Федорович Ларионов (Mikhail Fyodorovich Larionov; родился 3 июня 1881 — умер 10 мая 1964 гг.) — выдающийся российский художник XIX-XX веков, неопримитивист и авангардист, основоположник лучизма. Михаил Ларионов за долгую жизнь неоднократно экспериментировал с творческими стилями и направлениями — то увлекался поздним импрессионизмом, изображая на картинах кусты сирени и купальщиц, то делал простые зарисовки из солдатской жизни или вовсе откладывал живопись в сторону, на время превращаясь в сценографа и хореографа парижских театральных постановок. Но наиболее известен он созданием нового, революционного для своего времени, стиля. Ларионов утверждал, что все предметы, живые и неживые, излучают свет, отражающийся от других объектов, и именно эти лучи пытался запечатлеть в своих работах. Он первым в России заявил, что можно не просто иначе писать существующие предметы, но и отражать в картинах нечто несуществующее.

Михаил Ларионов родился 3 июня 1881 года в Тирасполе, Херсонской губернии в семье военного врача. Здесь он провел детские годы и неоднократно возвращался на родину в зрелом возрасте для написания летних этюдов. Когда мальчик подрос, семья переехала в Москву, и в 1898 году Михаил поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. За конфликты с преподавателями и «аморальные» изображения голых женщин был исключен из училища и смог восстановиться только спустя несколько лет, закончив обучение лишь в 1910 году.

Начало творческого пути Ларионова — это великолепные импрессионистские пейзажи родных просторов Бессарабии, уютные уголки деревенских садов и покосившиеся домики на узких улочках. Эти картины наполнены светом и жизнью, они демонстрируют высокое мастерство и истинное чувство цвета мастера.

Михаил Ларионов. «Верхушки акаций», 1904

В 1906 году художник отправился в Париж, выставлять работы на русской экспозиции Осеннего Салона. Картины были приняты публикой благосклонно, но для Ларионова это уже не имело значения — он был поражен Парижем, а еще больше — новыми направлениями в живописи, навсегда повлиявшими на его стиль. Мастер любовался работами современных авторов, в частности, фовистов, а вернувшись в Россию начал писать в кардинально новом для себя жанре, который назвали неопримитивизмом.

Ларионов утверждал, что вдохновляться нужно у детей, писал искренне и честно, изображал сцены из обычной жизни, в частности, солдатской. Многих зрителей шокировала прямота, даже вульгарность работ, но мастера это не останавливало. Впрочем, удивляться примитивности картин Ларионова оставалось недолго — уже в 1912 он подарил миру лучизм.

Михаил Ларионов. «Петух», 1912

«Для фиксации того, что уже есть, существует фотоаппарат» — утверждал автор и смело покрывал холсты яркими пересекающимися линиями. В некоторых его произведениях предметы вполне узнаваемы — вот петух, там колбаса, а это явно желто-зеленый осенний пейзаж. В других — о происхождении объектов и вообще их наличии остается только догадываться. Эти работы динамичны, наполнены жизнью, цветом и светом, стирается грань между холстом и смотрящим на него, будто линии живут вне пространства.

Михаил Ларионов. «Стекло», 1912

В России Михаил Ларионов проживал до 1914 года. Отправившись в Париж рисовать декорации для балетной антрепризы «Русские сезоны» по приглашению Сергея Дягилева, остался здесь навсегда. Декорации, впрочем, оформить успел, и даже поработал сопостановщиком-хореографом и сценаристом. В 1914, после начала Первой мировой войны, отправился на фронт, где получил ранение. Хотел вернуться в Россию в 1918 году, но посчитал, что это слишком опасно.

Михаил Ларионов. «Лучистая композиция. Преобладание красного», 1914

С первой женой, художницей Натальей Гончаровой, приходившейся двоюродной правнучкой супруге Пушкина, живописец познакомился еще в училище. Она сопровождала мастера всю свою жизнь, активно поддерживала его творческие идеи. Пара придерживалась свободных взглядов на отношения. Художники прожили более 45 лет вне брака, скрепив союз штампом только в 1955 году ради наследства. В 1962 г., после смерти Натальи, Ларионов женился на Александре Томилиной, которая была его любовницей более 30 лет. Наталья об их отношениях знала и также неоднократно встречалась с другими мужчинами.

Живописец умер своей смертью в 1964 году 10 мая. Михаил Ларионов, Наталья и Александра похоронены в одной могиле.

Михаил Ларионов. «Лучистый пейзаж», 1912

Самые известные картины Михаила Ларионова

Картины Михаила Ларионова хранятся в галереях и частных коллекциях по всему миру, но большая их часть была подарена Третьяковской галерее, как и завещал мастер. На его холстах — буйство красок, энергия и жизнь, удивительное сочетание четких форм и ярких эмоций:

  • «Верхушки акаций» (1904) — одна из картин, написанных во время летних визитов Ларионова в родной Тирасполь;
  • «Петух» (1912) — яркий пример реалистичного лучизма. На картине можно рассмотреть очертания петуха в многообразии желто-оранжевых лучей;
  • «Стекло» (1912) — нереалистичный лучизм, одна из первых картин мастера в этом жанре, впервые представленная публике на выставке в Московском обществе свободной эстетики;
  • «Лучистый пейзаж» (1912) — лучи будто пронизывают холст во всех направлениях сразу, создавая объемное пересечение плоскостей на выходе;
  • «Портрет Натальи Гончаровой» (1915) — один из многочисленных портретов спутницы жизни художника.

Михаил Ларионов. «Портрет Натальи Гончаровой», 1915

Михаил Ларионов был личностью неординарной, самобытной, его не интересовали правила и рамки создания живописи. Мастер мечтал, что когда-нибудь ученые изобретут прибор, улавливающий лучи, и тогда мы увидим количество любви, которое испытывает к нам человек…

На сайте галереи «Русь-Арт» любой желающий может приобрести уникальные шедевры антиквариата. Сайт также предоставляет всем посетителям возможность недорого купить картиныиконыскульптуры разных авторов. Наша галерея может помочь Вам оценить антиквариат, может дорого купить, недорого продать или взять на реализацию антиквариатфарфоркнигичасысамоварыантикварную живопись.

Информация и изображения взяты из открытых источников.