Меццо-тинто (от итальянского mezzo — «средний», tinto — «окрашенный») — это техника глубокой печати, в которой форма для оттиска на бумаге создается путем выглаживания гранильником (качалкой) шероховатой поверхности доски. Термином «меццо-тинто» также называют популярную разновидность гравюры на металле.

Меццо-тинто заметно отличается от офорта бархатностью тонов, плавностью границ изображения, а также богатым разнообразием цветовых оттенков. Эта техника широко использовалась в XVII-XVIII веках для создания печатных портретных репродукций.

Меццо-тинто. Людвиг фон Зиген. Гравюра «Портрет Амелии Элизабет фон Гессен», 1642

Виды и особенности меццо-тинто

Меццо-тинто включает 2 основных метода обработки печатных форм:

  • «От светлого к темному». Металлическую форму тщательно полируют до идеально гладкого состояния. Затем мастер специальным инструментом обрабатывает отдельные участки поверхности формы для придания им разной степени шероховатости. От глубины обработки пластины напрямую зависит насыщенность черного цвета на оттиске.
  • «От темного к светлому». Металлическую шлифованную пластину мастер полностью обрабатывает гранильником (качалкой) для придания ей равномерной шероховатости. Потом с помощью шабера (острого треугольного резака) и гладилки (тупого инструмента с закругленным концом) гравер выглаживает определенные участки формы.

Меццо-тинто. Валлерант Вайлант. Гравюра «Автопортрет», 1675

В обоих случаях гладкие области формы при печати будут белыми, а на шероховатых участках пластины останется типографская краска. В результате на бумаге получится оттиск черно-белого художественного изображения.

Меццо-тинто. Авраам Блотелинг. Гравюра «Церера», 1676

При изготовлении разноцветных гравюр художник последовательно обрабатывает по одной из вышеописанных технологий несколько печатных форм. Количество обработанных пластин должно соответствовать числу цветов на оттиске (эстампе).

Меццо-тинто. Принц Руперт Рейнский. Гравюра «Великий палач», 1685

Меццо-тинто значительно уступает офорту по тиражности печатных изображений из-за относительно небольшой глубины обработки формы. В этой технике редко получается создать более двух сотен оттисков хорошего качества с оригинальной пластины.

Меццо-тинто. Джон Смит. Гравюра «Святая Агнесса», 1715

История меццо-тинто

История меццо-тинто насчитывает почти 4 столетия. Изобрел эту технику печати, а точнее — метод «от светлого к темному», немецкий художник-самоучка Людвиг фон Зиген (Ludwig von Siegen) в 1642 году. Ему же принадлежит авторство самого раннего произведения — гравюры с изображением графини Амалии Элизабет из Ханау-Мюнценберга.

Меццо-тинто. Иоганн Элиас Ридингер. Гравюра «Опасный сон», 1715

Спустя 20 лет принц Руперт Рейнский (Prince Rupert of the Rhine) изобрел второй метод меццо-тинто («от черного к светлому»). Этот выдающийся человек не только сделал блестящую военную карьеру в Англии, но и оставил свой след в искусстве. Во время пребывания в Германии Руперт познакомился с изобретением фон Зигена и увлекся гравюрой. Обладая пытливым умом, принц придумал альтернативный метод графической техники, который вскоре вызвал большой интерес в Англии.

Меццо-тинто. Жак Фабьен Готье д'Аготи. Гравюра «Анатомия головы», 1748

В начале XVIII века потомок французских беженцев Якоб Кристоф Ле Блон (Jacob Christoph Le Blon), живший в Амстердаме, изобрел систему трех- и четырехцветной печати меццо-тинто. Его разработки в середине XIX века стали основой для создания еще одной печатной техники — хромолитографии.

Меццо-тинто. Джон Диксон. Гравюра «Дэвид Гаррик в роли Ричарда III», 1772

Вплоть до 30-х годов ХХ века меццо-тинто пользовался огромной популярностью в Англии. Здесь уже с середины XVIII столетия появилось большое количество энтузиастов, которые коллекционировали гравюры-портреты, созданные в этой технике. В других странах Европы увлечение меццо-тинто было более сдержанным. В Германии и Франции его быстро вытеснила литография в качестве основной техники изготовления цветных репродукций картин.

Меццо-тинто. Роберт Сэйер, Джон Беннетт. Гравюра «Общество патриотических леди», 1775

Изобретение офсетной печати и бурное развитие фотографии стали главными причинами снижения интереса к меццо-тинто в конце XIX века. Старинная разновидность гравюры не могла на равных соперничать с новыми техниками печати — слишком трудоемким и сложным был процесс ее создания.

Меццо-тинто. Джон Рафаэль Смит. Гравюра «Европа», 1776

В наши дни лишь немногие художники используют меццо-тинто в своем творчестве. Но произведения мэтров графики прошедших эпох, выставленные в залах музеев и галерей, до сих пор вызывают восхищение у публики.

Меццо-тинто. Уильям Уорд. Гравюра «Дочери сэра Барта Томаса Франкленда», 1797

Известные мастера меццо-тинто

Среди известных мастеров меццо-тинто есть и профессиональные художники, и любители. Но каждый из них, без сомнения, заслужил отдельного упоминания в нашей статье:

  • Людвиг фон Зиген — основоположник меццо-тинто, человек знатного аристократического происхождения, профессиональный военный. Творческое наследие фон Зигена включает всего 7 гравюр, но никто не оспаривает его первенство в изобретении этой графической техники.
  • Принц Руперт Рейнский — немец по происхождению, дослужившийся в Англии до чина адмирала и должности губернатора Земли Руперта (огромной заморской колонии на территории современной Канады). Большую часть жизни он посвятил военной службе, но всегда оставался пылким любителем и популяризатором гравюры.
  • Валлерант Вайлант (Wallerant Vaillant) — фламандский портретист и гравер, старший из пяти братьев-художников. Широко известен портретами немецких и французских монархов, в том числе Людовика XIV. Вайлант, по собственной неосторожности, раскрыл секрет меццо-тинто сыну своего медника и невольно сделал эту технику широкодоступной.
  • Жак Фабьен Готье д’Аготи (Jacques Fabien Gautier d’Agoty) — французский художник и анатом, ученик изобретателя метода цветной печати меццо-тинто Якоба Кристофа Ле Блона. Он оставил потомкам не только галерею портретов знаменитых мужчин и женщин, но и множество ярких цветных анатомических альбомов.

Меццо-тинто. Уильям Уорд. Репродукция картины Джошуа Рейнольдса «Леди Вальдегрейв», 1781