Икона в искусствоведении — это предмет станковой живописи, художественное изображение лиц или событий на библейскую (церковную) тематику. Икона с богословской точки зрения — это священный объект почитания для верующих, изображение, написанное в точном соответствии строгим канонам. Выдающиеся образцы иконописи представляют большой интерес для коллекционеров и стоят немалых денег.

Иконы повсеместно присутствуют в христианской культуре, их используют в православии и католицизме при проведении обрядов и таинств. Вопреки распространенному ошибочному мнению, иконы не являются предметами поклонения (идолами) для истинно верующих людей. Человек молится не художественному образу, а перед ним, именно так он обращается к Богу или Святому за помощью.

Классификация икон

Иконы в христианстве, несмотря на строгость канонов их написания, могут сильно отличаться друг от друга. В изобразительном искусстве существуют следующие критерии классификации:

  • По сюжету (с изображением Христа, Святой Троицы, Богоматери, ангелов, Святого Духа, мучеников, апостолов, событий из Библии).
  • По технике исполнения (живописные, резные на дереве или металле, вышитые на ткани, мозаичные, чеканные, фресковые).
  • По месту нахождения (храмовые, домовые, дорожные, выносные).
  • По числу композиций (одно-, двух- и многочастотные, клеймовые).
  • По стилистике написания или школе конкретного иконописца (византийские, греческие, русские, мастерской Дионисия, школы Андрея Рублева).
  • По назначению (семейные, венчальные, обетные, мерные, именные).
  • По размеру (малые, средние, большие).
  • По охватываемости фигуры (ростовые, тронные, поясные, оплечные, оглавные).

Икона. «Императрица Евдокия». Икона из мрамора, инкрустированная драгоценными камнями X века

В христианстве также принято разделять особо чтимые — чудотворные иконы по проявлениям их силы на следующие разновидности:

  • Мироточивые (выделяющие благоухающую маслянистую влагу).
  • Чудесно обретенные (случайно найденные в самых удивительных местах).
  • Целительные (обладающие способностью восстанавливать здоровье людям).

Отличия католических и православных икон

Между католической и православной церковью существуют серьезные различия в догматике, обрядах и духовной жизни. Исторически также сложилось разделение в искусстве иконописи.

Икона. Андрей Рублев. Икона Спаса Звенигородского начала XV века

В католической культуре с эпохи Возрождения наблюдается отказ от следования религиозным нормам при написании икон. Живописцы Ренессанса начали вместо общепринятых строгих ликов святых и сюжетов на библейскую тематику создавать очень красочные и смелые в художественном отношении картины. Постепенно в Западной Европе живопись на религиозную тематику вытеснила древнюю иконопись. Католическая церковь приняла эти изменения. Картины мастеров стали предметами украшения многих храмов, соборов, монастырей.

Икона. Католическая икона Иисуса Христа

Православные иконописцы, напротив, строго соблюдали древние каноны. Поэтому их творения легко отличить от произведений западных «коллег» по следующим признакам:

  • Условности и символичности изображения. Русские иконописцы сознательно изображали фигуры бесплотными, со слегка вытянутыми пропорциями, чтобы возвысить роль духовного и уменьшить значение телесного начала.
  • Господству обратной перспективы. Объекты изображения на иконах увеличиваются в размерах по мере их удаления от наблюдателя.
  • Роли света в композиции. Православные художники не использовали игру светотени при написании образов святых, свет исходил от самих ликов.
  • Цветовой палитре. Цвет одеяний, символов и остальных предметов на иконе точно соответствовал определенным канонам.
  • Отсутствию временных рамок. Иконы нельзя привязать к определенной эпохе, они написаны вне конкретного временного отрезка.

Икона. Четырехчастная икона Новгородской школы XV века

История икон

К истории иконописи христианская церковь относится очень трепетно. Существует несколько красивых преданий относительно происхождения первых икон.

Икона. Икона «Евангелист Лука пишет образ Богородицы»

Одна из легенд гласит, что первым иконописцем был апостол Христа — Святой Лука. Именно он впервые нарисовал изображение Богоматери с младенцем на руках. Этой тематике посвящено множество произведений искусства в европейской культуре.

Икона. «Спас Нерукотворный» Новгородской школы XII века

Существует также предание о восточном царе, который страстно возжелал иметь в своей коллекции изображение Христа. Но придворный живописец не смог воплотить на холсте лик Спасителя. Тогда Христос сжалился над мастером, вытер мокрое лицо куском полотна и отдал его рисовальщику. Так возник известный всему миру Спас Нерукотворный.

Первые исторически подтвержденные образцы христианской иконографии датируются IV веком. Это — росписи стен в римских катакомбах на библейскую тематику. Наиболее ранние сохранившиеся иконы в привычном виде небольших живописных изображений на деревянных досках созданы в VI веке.

Икона. «Архидиакон Лаврентий». Мозаика Софийского собора в Киеве XI века

В VII веке на Трулльском Соборе было принято важнейшее решение для иконописи. Высочайшим повелением запрещалось изображать Христа в символическом виде агнца (ягненка), дозволялось только рисовать его лик в подобии человеческом.

В VIII веке в христианском мире произошел серьезный раскол. В Византийской Империи возникло мощное движение — иконоборчество. Его сторонники называли почитание икон идолопоклонством и массово уничтожали религиозные изображения (росписи алтарей, фрески, мозаики, статуи и иконы).

Икона. Владимирская икона Богоматери начала XII века

Только в 843 году на Вселенском Соборе был принят догмат о почитании икон. В память об этом событии Восточная Церковь ежегодно отмечает Праздник Торжества Православия.

В Средневековье собственные школы иконописи были созданы практически во всех странах Европы. В России расцвет творчества иконописцев приходится на XIV-XV век. В этот период творили выдающие мастера:

  • Феофан Грек (1340 — 1410);
  • Андрей Рублев (1360 — 1428);
  • Дионисий (1440 — 1502);
  • Федор Зубов (1615 — 1689);
  • Гурий Никитин (1620 — 1691);
  • Симон Ушаков (1626 — 1686).

Упадок иконописи в Европе начинается с эпохой Возрождения, а в России значительно позже — в XVII веке. Живопись постепенно вытесняет иконы на задворки истории.

Икона. Икона «Двенадцать апостолов» из Музея изобразительных искусств имени Пушкина

Интерес к иконописи возвращается только в начале ХХ века, но он носит выраженный научный и культурный характер. Иконы все чаще становятся предметами торгов на аукционах, они продаются на Западе за большие деньги. В России после 1917 года Советская власть ведет беспощадную борьбу с религией, произведения церковного искусства безжалостно уничтожают во время антирелигиозных компаний.

Сегодня искусство иконописи медленно возрождается, а шедевры старых мастеров украшают частные и музейные коллекции.

Икона. Резная икона Архангела Михаила

На сайте галереи «Русь-Арт» любой желающий может приобрести уникальные шедевры антиквариата. Сайт также предоставляет всем посетителям возможность недорого купить картины, иконыскульптуры разных авторов.

Информация и изображения взяты из открытых источников.