Игорь Эммануилович Грабарь (Igor Emmanuilovich Grabar; родился 25 марта 1871 — умер 16 мая 1960 гг.) — знаменитый русский и советский живописец первой половины XX века. Творчество Игоря Грабаря относится к традициям русского импрессионизма и постимпрессионизма. Среди картин этого автора много портретов и натюрмортов, но особенно известны его оригинальные зимние пейзажи. Также художник прославился как блестящий реставратор, искусствовед, просветитель и реформатор Третьяковской галереи.

Биография Игоря Грабаря

Игорь Грабарь появился на свет в Будапеште 25 марта 1871 года. Его родители были славянофилами и вели активную общественную деятельность. Политическое преследование вынудило их переехать в Россию. Девятилетний сын стал учеником гимназии в провинциальном городке Егорьевске, куда устроился учителем его отец. В гимназии, увлеченный рисованием мальчик, получил первые уроки живописи. В 1981 году он продолжил обучение в лицее цесаревича Николая в Москве, где жил в положении бедного стипендиата среди обеспеченных детей. Справиться с непростым периодом помогло все то же рисование, которому будущий художник посвящал каждую минуту свободного времени.

Игорь Грабарь окончил лицей с золотой медалью и стал учиться на юриста в петербургском университет. Несмотря на скуку, он окончил этот факультет в срок, а во время учебы подрабатывал иллюстратором в журнале «Нива» и писал отзывы о художественных выставках. Твердо решив стать профессиональным живописцем, в 1894 году он начал учебу в Императорской Академии, где занимался у Ильи Репина.

Академическое образование в тот период разочаровывало молодых художников, поэтому через два года Грабарь уехал в Мюнхен, чтобы заниматься в частной школе Антона Ажбе (Anton Azbe) и пройти курсы архитектора. Компанию ему составили двое однокурсников — Алексей Явленский и Марианна Веревкина. Довольно быстро Игорь Грабарь продемонстрировал настолько выдающиеся успехи, что стал сначала помощником, а потом и равноправным партнером Ажбе. Но в 1901 году он решил вернуться в Россию.

Сразу после возвращения живописец начал активно выставляться с мирискусниками и другими объединениями. Его работы тепло встречались критиками и быстро находили покупателей. Вскоре пришла и международная известность. Период с 1903 по 1907 гг. считается самым плодотворным в творчестве этого художника. Именно тогда были созданы многие из самых известных его работ.

В дальнейшем в живописи наступил спад, поскольку Грабарь переключился на редакторскую и просветительскую деятельность. Он принял участие в создании многотомной «Истории русского искусства», где опубликовал ценные сведения о старинной русской архитектуре. С 1913 по 1925 год он руководил Третьяковской галереей, которую существенно преобразовал. При нем были расширены залы, выставлявшиеся ранее бессистемно картины развесили по монографическому и историческому принципу, был составлен каталог с подробным описанием тысяч экспонатов, отреставрированы и атрибутированы многочисленные шедевры.

После революции Игорь Грабарь получил несколько ответственных должностей, в частности, распределял национализированные произведения изобразительного искусства. В период сталинских репрессий он покинул все посты и ушел на пенсию, вернувшись к живописи. В военные и послевоенные годы художник вновь оказался востребованным: оценивал потери музеев в результате военных действий, реставрировал икону Андрея Рублева «Троица», редактировал «Историю русского искусства».

Поздние годы жизни живописец провел на даче в Абрамцево. Умер он 16 мая 1960 года в возрасте 89 лет. Игорь Грабарь был счастливо женат на Валентине Мещериной, умершей годом ранее. Их дети, Ольга и Мстислав, выбрали далекие от искусства профессии биохимика и математика.

Самые известные картины Игоря Грабаря

Картины Игоря Грабаря отличаются яркостью красок и особой техникой исполнения, близкой к пуантилизму. Больше всего он любил писать зимние пейзажи, а летом часто обращался к натюрмортам с цветами и фруктами. Вот несколько самых известных произведений этого автора:

  • «Февральская лазурь» (1904). Сам художник называл эту картину главной в своем творчестве. Она стала новым словом в русской пейзажной живописи после Исаака Левитана.
  • «Мартовский снег» (1904). Девушка с коромыслом, ставшая смысловым центром картины, появилась на ней случайно. Автор изначально писал лишь пейзаж, но увидел эту девушку, попросил ее задержаться на десять минут и включил в композицию.
  • «Яблоки» (1905). В этой работе, как и в других натюрмортах Грабаря, чувствуется влияние французских импрессионистов. Художник использовал всего четыре цвета, но смог составить из них широкую палитру.
  • «Светлана» (1933). Портрет был написан за один день и стал очень популярным. Кто изображен на нем — неизвестно. Долго ходили слухи, что героиня — дочь Сталина, но это маловероятно.
  • «Иней. Восход солнца» (1941). Снег и иней привлекали художника в течение всей жизни, что подтверждается этим поздним пейзажем. Игоря Грабаря по праву называют певцом русской зимы.

На сайте галереи «Русь-Арт» любой желающий может приобрести уникальные шедевры антиквариата. Сайт также предоставляет всем посетителям возможность недорого купить картиныиконыскульптуры разных авторов.

Информация и изображения взяты из открытых источников.