Федор Степанович Рокотов (Fyodor Stepanovich Rokotov; 1735-1736 — 24 декабря 1808 гг.) — русский живописец второй половины XVIII века, яркий представитель портретного жанра. Картины Федора Рокотова изображают членов императорской семьи и других известных людей своего времени. Творчество портретиста отражает внутренний мир моделей, их характер и эмоции.

Федор Рокотов предпочитал погрудные портреты. Его модели будто окутаны дымкой, плавно растворяются в темном мерцающем фоне, черты лица чуть размыты. Живописи художника свойственны интересные цветовые сочетания и богатство палитры.

Биография и творчество Федора Рокотова

Федор Рокотов был уроженцем Москвы. Он появился на свет в 1735 или 1736 г. в усадьбе Воронцово, которая принадлежала князьям Репниным. Многие факты биографии художника окутаны тайной, включая его социальное происхождение. Большинство исследователей полагают, что Федор был крепостным, возможно, внебрачным сыном князя Петра Репнина, и еще в детстве получил вольную.

В конце 1750-х гг. Рокотов оказался в Петербурге, где быстро освоился в придворных кругах. Вероятно, сам Репнин помог ему рекомендациями, представил Ивану Шувалову, фавориту Елизаветы Петровны, основателю художественной Академии. Одновременно юноша обучался в Сухопутном шляхетском корпусе военному делу.

Федор Рокотов. «Кабинет И. И. Шувалова», 1757

С 1757 г. Академия художеств находилась в доме Шувалова. Федор Рокотов занимался там с зарубежными мастерами кисти Луи Ле Лорреном (Louis-Joseph Le Lorrain) и Пьетро Ротари (Pietro Antonio Rotari).

Первую известную работу художник создал в 1757 году — это «Портрет молодого человека в гвардейском мундире». Предполагается, что на картине Федор Рокотов изобразил самого себя. В этом же году было написано произведение «Кабинет И. И. Шувалова».

Федор Рокотов. «Портрет великого князя Петра Федоровича», 1758

Художник стал регулярно получать заказы, среди них были портреты членов императорской семьи. В 1758 г. Рокотов изобразил на холсте великого князя Петра Федоровича.

На исходе 1750-х Федор окончил Сухопутный шляхетский корпус и начал военную службу. В 1760 году он был зачислен в Академию художеств. Вначале живописцу приходилось совмещать творчество с военной карьерой, пока он не получил чин ротмистра, предоставлявший право на дворянство. С 1762 г. Федор Рокотов стал преподавать в Академии. Популярность его нарастала, а вместе с ней и число заказчиков. В 1765-ом за картину на мифологический сюжет, свободную копию холста Луки Джордано (Luca Giordano), художник удостоился звания академика.

Федор Рокотов. «Амур, Венера и Сатир», 1763-1765

В 1766 году живописец вернулся в Москву. Древняя столица с середины XVIII века стала центром просветительской мысли. Художник сблизился здесь с поэтами и писателями, создавал их портреты. К концу XVIII столетия мастер переписал «всю Москву», как свидетельствовали его современники.

Федор Рокотов. «Портрет В. И. Майкова», 1765

В 1770-е гг. Федор Рокотов обращается к камерному портрету. Многие персонажи его произведений, московские дворяне, были внутренне близки художнику. Особое место в творчестве мастера занимают изображения женщин. Эти произведения отличаются большей лиричностью, точностью выражения эмоций.

В последние годы жизни живописец стал терять зрение, что не позволяло уделять много времени творчеству. Скончался мастер 24 декабря 1808 года в Москве.

Федор Рокотов. «Портрет П. Н. Ланской», 1790-е

Самые известные картины Федора Рокотова

Картины Федора Рокотова характеризуют его как проницательного психолога и представляют ценителям искусства образы, притягательные в своей внутренней сути. Среди лучших работ выделяются следующие:

  • «Портрет Екатерины II» (1763) — произведение, созданное в честь коронации императрицы, стало ее эталонным изображением. Рокотов сумел передать ум, энергию, стремление к власти этой женщины.
  • «Неизвестная в розовом» (1770-е) — добрый взгляд и еле уловимая улыбка наполняют образ нежным очарованием. Портрет выполнен в изысканной цветовой гамме, построенной на переливах розового, что создает мерцающий эффект.
  • «Портрет Александры Петровны Струйской» (1772) — образ, который именуют «русской Джокондой». Женская красота здесь зыбкая, загадочная и недосказанная.
  • «Портрет неизвестной в белом чепце» (1790-е) — с картины смотрит много повидавшая, пресыщенная жизнью старуха. Ее сосредоточенный и умный взгляд совсем недобрый, а губы сжаты в высокомерной улыбке.

Федор Рокотов. «Портрет Екатерины II», 1763

Федор Рокотов. «Неизвестная в розовом», 1770-е

Федор Рокотов. «Портрет Александры Петровны Струйской», 1772

Федор Рокотов. «Портрет неизвестной в белом чепце», 1790-е

Тип портрета, созданный Рокотовым, был очень популярен у современников и стал целой эпохой в развитии данного жанра в России. Но затем художник оказался незаслуженно забытым. Его творчество вновь оценили по достоинству лишь в начале ХХ века.

На сайте галереи «Русь-Арт» любой желающий может приобрести уникальные шедевры антиквариата. Сайт также предоставляет всем посетителям возможность недорого купить картиныиконыскульптуры разных авторов. Наша галерея может помочь Вам оценить антиквариат, может дорого купить, недорого продать или взять на реализацию антиквариат, фарфор, книги, часы, самовары, антикварную живопись.

Информация и изображения взяты из открытых источников.