Экслибрис (от латинского ex libris — «из книг») — это уникальный знак, указывающий на принадлежность книги определенному лицу. Экслибрис, обычно, состоит из двух основных элементов: имени хозяина книги и изображения, в лаконичной художественной форме иллюстрирующего личность владельца.

Экслибрис наклеивают или отпечатывают со специальной матрицы на левый форзац (внутреннюю сторону книжного переплета). Наличие знака о принадлежности книги известному владельцу в большинстве случаев значительно повышает ее художественную ценность и стоимость при продаже.

Виды экслибрисов

Экслибрисы в наши дни представляют собой предмет детального изучения и коллекционирования. Специалисты оценивают общее количество книжных знаков в размере более одного миллиона уникальных экземпляров.

Экслибрис. Экслибрис монастыря Буксхайм, конец XV века

Экслибрисы классифицируют по следующим основным критериям:

  • Типу художественного изображения (гербовые, вензельные или сюжетные)
  • Стилю исполнения (в духе Ренессанса, барокко, рококо, символизма, романтизма, классицизма, модерна, абстракционизма).
  • Технике печати (ксилография, цинкография, литография, линогравюра, офорт).
  • Цветовому решению (моно- или полихромные).

Экслибрис. Альбрехт Дюрер. Экслибрис Лазаря Шпенглера, 1515

Гербовые экслибрисы представляют собой точную копию фамильного герба владельца. Этот тип книжных знаков является самым древним. Вензельные образцы изготовлены в виде замысловатых орнаментов, в которых можно различить инициалы владельца книги.

Экслибрис. Экслибрис сэра Патрика Баджа Мюррея Трейпланда, конец XVIII века

Сюжетные экслибрисы — наиболее обширная группа книжных знаков. Многие ценители этих предметов искусства подбирают свои коллекции по тематике изображений. Наиболее часто встречаются следующие художественные мотивы:

Экслибрис. Экслибрис лорда де Табли, конец XIX века

Большинство старинных экслибрисов являются монохромными. Разноцветные книжные знаки получили широкое распространение только в конце ХХ века, после изобретения множества удобных и доступных технологий цветной печати.

История экслибриса

История экслибриса насчитывает более пяти веков, но традиция украшения пергаментов особыми знаками, указывающими их принадлежность конкретному владельцу, существовала еще в Древнем Египте. Вплоть до эпохи Ренессанса книг было очень мало, поэтому художники вручную рисовали знаки на манускриптах и свитках по заказу богатых владельцев.

Экслибрис. Экслибрис Мартина Бреслауэра, конец XIX века

С изобретением книгопечатания в середине XV века в Германии и появлением инкунабул ситуация кардинально изменилась. Количество книг начало стремительно увеличиваться и возникла реальная необходимость обозначения на них принадлежность определенному владельцу.

Экслибрис. Экслибрис библиотеки Генерального Штаба Армии Российской Империи, начало ХХ века

В среде наиболее обеспеченных людей того времени получила распространение практика украшения книг роскошными оправами. На них золотом делали оттиски гербов, вензелей, монограмм, эмблем или девизов. Такие книжные знаки в наши дни принято называть суперэкслибрисами.

Экслибрис. Образец суперэкслибриса на обложке немецкой книги, XVIII век

Одновременно, обрел популярность другой, более дешевый способ обозначения книг путем приклеивания с внутренней стороны обложки небольшого куска бумаги с печатной надписью «Ex libris» и фамилией владельца. Так появились первые экслибрисы, которые со временем превратились в сложные орнаментальные изображения всевозможных форм и стилей.

Экслибрис. Экслибрис Луи Джона Рида в стиле ар-нуво, начало ХХ века

До конца XVI века экслибрисы пользовались спросом в основном на территории Священной Римской Империи. Многие известные граверы той эпохи занимались их изготовлением. Среди них были и всемирно известные немецкие художники:

  • Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer);
  • Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach der Ältere);
  • Ганс Гольбейн Младший (Hans Holbein der Jüngere).

Экслибрис. Экслибрис профессора Павлова, начало ХХ века

С началом XVII века мода на экслибрисы постепенно распространилась на другие страны Европы: Францию, Италию, Англию, Испанию. В каждом регионе постепенно сложилась собственная оригинальная школа печатных книжных знаков с отличительными особенностями. В России экслибрисы обрели популярность в начале XIX века в среде интеллектуального дворянства.

Экслибрис. Экслибрис Ричарда Шустера, начало ХХ века

Второй половиной XIX века датируются первые попытки коллекционирования и детального изучения старинных экслибрисов. Стимулом к этому послужило издание «Руководства по изучению буклетов (экслибрисов)» авторства лорда де Табли (John Byrne Leicester Warren).

Экслибрис. Экслибрис сэра Джона Форреста, начало ХХ века

Уже к началу ХХ века общества коллекционеров экслибрисов были созданы в Англии, Германии, Франции и США. В 1903 году Британский музей опубликовал первый каталог, в который вошло более 35 000 уникальных книжных знаков.

Экслибрис. Экслибрис Эдварда Пенфилда, начало ХХ века

В настоящее время во всем мире имеется более 50 национальных обществ коллекционеров экслибрисов, которые объединены в соответствующую Всемирную федерацию (FISAE). Почитатели этого увлекательного искусства собирают работы известных художников, обмениваются знаниями и участвуют в специализированных конгрессах.

Экслибрис. Экслибрис Марко Фрагонара, конец ХХ века

На сайте галереи «Русь-Арт» любой желающий может приобрести уникальные шедевры антиквариата. Сайт также предоставляет всем посетителям возможность недорого купить картиныиконыскульптуры разных авторов. Наша галерея может помочь Вам оценить антиквариат, может дорого купить, недорого продать или взять на реализацию антиквариат, фарфор, книги, часы, самовары, антикварную живопись.