Галерея - "Русь-Арт"

Основано в 1832 году купцом Терентием Яковлевичем Кузнецовым (сыном Якова Кузнецова) в пустоши Дулёво (с 1937 г. город Ликино-Дулёво Московской области). За первые 20 лет работы предприятие стало одним из ведущих производителей фарфоровых изделий в России. В 1864 году, наследником завода становится Матвей Сидорович Кузнецов (сын Сидора Терентьевича и внук Терентия Яковлевича), во времена управления которого предприятие достигает наибольшего своего развития. С 1887 года дулёвский завод входит в основанное Матвеем Кузнецовым Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий. Изделия завода в этот период отличаются технически безупречным исполнением.

Ко времени расцвета завода в Дулёво основными покупателями на рынке фарфора были крестьяне, которым был нужен дешёвый, скромно расписанный товар; заводской разночинный люд, который желал фарфор средней цены. Купечество предпочитало фарфор ярко и богато оформленный. И, конечно, выпускался фарфор для аристократов, стилизованный под западный. Учитывались также национальные особенности рынков сбыта, например, восточный.

Многие из работавших на заводе в то время женщин-живописцев носили красивое русское имя Агафья, и почти все они были творцами новых вариаций розанов. Как гласят предания, часто Агафьи писали свои розаны по фарфору не кистью, а просто пальцем. Писали лихо, броско, под аккомпанемент плывущих по цеху грустных и весёлых песен. Тогда-то впервые и появились непосредственные привлекательные рисунки, названные по имени художницы Агафьи «агашками». Это и есть истоки народного художественного творчества — от всего сердца, от души и с любовью нанесен на предмет каждый мазок.

40-е — 50-е годы XIX века были творческой весной молодого завода, временем расцвета народных мотивов в росписи посуды. В этот период утверждались лучшие традиции дулёвского фарфора, глубоко народного и русского.

Наибольшее развитие завод получил в период управления Матвеем Сидоровичем Кузнецовым. Цеха завода были оснащены новым оборудованием, привезенным из Франции. Завод выпускал изысканные сервизы, которые использовались при российском императорском дворе, а также недорогую, доступную посуду.

К концу XIX века Кузнецовы создали фарфоровую империю, годовой оборот которой составлял 75% дохода всей российской фарфорово-фаянсовой промышленности. В 1902 году М.С. Кузнецов был включен в почетный список поставщиков Двора его Императорского Величества. Стипендиаты Кузнецовых были в Строгановском училище и в школе Общества поощрения художников.

Помимо традиционной ручной дулевской росписи: веселых, радующих глаз красок, яркой позолоты, — в декорировании посуды широко использовались только появившиеся тогда механические способы нанесения рисунка. Применение «машинного» декорирования грозило снижению художественного уровня изделий, но Кузнецову удалось этого избежать. В рисунках механическая печать дополнялась ручной дорисовкой, что придавало им ярко выраженный традиционный характер.

Для реализации своих замыслов Кузнецов приглашал на работу известных русских художников. Некоторое время на заводе работал М.А. Врубель. Фарфор, который производил завод в то время, экспортировался за пределы Российской Империи, он был известен даже в Персии и в Афганистане.

В 1918 году после Октябрьской революции завод был национализирован и переименован в Дулевский фарфоровый завод имени газеты Правда. Тот период привнес новое в стилистику дулевского фарфора. В качестве декора на изделиях размещались революционные символы страны. Художественное оформление фарфора было построено на динамике композиций с использованием ярких, контрастных цветов, изображений советских лозунгов и эмблем, символизирующих революционное обновление жизни. Но большая часть массовой продукции декорировалась в соответствии с самобытными народными традициями по старым образцам. Большую роль в творческой жизни предприятия, а также в качестве воспитателей молодых кадров играли тогда такие мастера как И.Г. Коньков, Х.С. Салин, Ф.Ф. Маслов, В.П. Мысягин, А.И. Прохоров. Благодаря им укреплялись исконно народные традиции дулевского фарфора. К обновлению и расширению производства приступили только в 30-е годы. С этого времени начинается постепенное превращение Дулево в подлинный центр фарфора. Большая роль в преобразованиях принадлежит яркому, выдающемуся мастеру П.В. Леонову, который более 40 лет являлся главным художником завода. В основе его творчества лежали также народные традиции. П.В. Леонов сумел вдохнуть в творческий коллектив завода особую жизнерадостность и оптимизм.

В советский период (1918—1991 гг.), на заводе работали более 6500 человек. В это время завод был реконструирован, при нём образованы красочный завод, художественная лаборатория (1932 г.); цехи механизированы. Выпуск изделий по сравнению с 1913 г. возрос в 3 раза и составил около 75 млн фарфоровых и фаянсовых изделий в год.

С начала 1930-х гг. повысился художественный уровень изделий: сервизы с росписью П. В. Леонова, новые формы сосудов О. М. Мухигули, А. В. Строчилина, а также декоративные скульптурные композиции и фигурки А. Г. Сотникова, П. М. Кожина, О. М. Богдановой. В это время с заводом сотрудничали известные художники: Аникин С. Г., Коньков И. Г., Леонов П. В., Маслов Ф. Ф., Медведев С. Е., Мухигули О. М., Прохоров А. И., Строчилин А. В.[5], Яснецов В. К.; и скульпторы: Богданова О. М., Бржезицкая А. Д., Гатилова Е. И., Кожин П. М., Малышева Н. А., Сотников А. Г., Чечулина Г. Д.

Успех сопутствовал Дулево на Всемирной выставке в Париже(1937г.), где заводу был присужден Диплом Гран-при, а рисунок «Красавица» Петра Васильевича Леонова, выполненный в национальных традициях, получил золотую медаль. Этот рисунок сегодня – визитная карточка завода.

Мирный созидательный труд перечеркнула война. Вся работа тогда велась для фронта и для Победы. Выпуск обычной посуды резко сократился. Завод выпускал изоляторы, аптекарскую и госпитальную посуду. Но и во время войны не смолкала муза художественного фарфора. В 1942 году знаменитая ваятельница В.И. Мухина исполнила скульптурный портрет «Партизанка», посвященный молодым героям войны. В конце 1943 года скульптор А.Г. Сотников начал работу над большой, более метра в высоту, декоративной вазой «Победа». Она была закончена в 1944 году. Художник И.Г. Коньков увековечил в декоративной вазе «Знамя Победы» салют Москвы.

После войны постепенно налаживалась работа завода, а в 1950 году завод по объему продукции достиг довоенного уровня. В эти годы завод выпускал продукцию двух направлений. Одна часть – высокохудожественный фарфор, другая – столовая и чайная посуда для массового потребления, выполненная в традициях народного искусства, к которому всегда обращались художники. В эти же годы в Дулево приходит целая плеяда одаренных художников-пластиков: А.Д. Бржезицкая, Н.А. Малышева, О.М. Богданова, Е.И. Гатилова, Г.Д. Чечулина. Именно тогда на заводе были созданы уникальные образцы скульптуры, составляющие гордость дулевских фарфористов.

Завод увеличивал выпуск посуды, с большим успехом выступал на выставках. Триумфом стало участие завода во Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году. Жюри выставки наградило Дулевский завод золотой медалью, а все работы художников и скульпторов, представленные на ней получили награды разного достоинства. Медали Гран-при была удостоена работа скульптора Алексея Георгиевича Сотникова «Сокол». Впоследствии графическое изображение этой скульптуры стало торговой маркой завода.

К концу 1950-х годов дулевцы постепенно переходят к наметившейся ещё в предвоенные годы манере росписи своих изделий, в которой отчетливо нарастает декоративно-эмоциональный момент. Нельзя не принять во внимание влияние творчества П.Леонова, и в частности его знаменитого чайного сервиза «Золотой олень» (1958). Так наметилось новое направление развития Дулевского завода — путь широкого использования в росписи мотивов русского фольклора и народного орнамента, яркой контрастной палитры, с преобладанием столь характерных для дулевского фарфора оранжево-красного (селенового), зелёного и синего цвета. В это время на Дулевском фарфоровом заводе работали талантливые живописцы и скульпторы П. Кожин, В. Колосов, В. Яснецов, А. Сотников, Т. Воскресенская, Б. Крейцер, работы которых успешно экспонировались на международных выставках.

В 60-е годы в дулевском фарфоре появляется и совершенно иная манера декорирования. В таких чайных сервизах, как «Нежный» (роспись Кукушкина, 1964), «Клетчатый» (роспись С. Аникина, 1966), «Золотая птица» и «Виноград» (роспись В. Колосова, 1967) чувствуется стремление оттенить белизну фарфора мягкими пастельными тонами росписи, золотой обводкой, простым геометрическим рисунком. Это был своеобразный художественный противовес той чрезмерной «записанности» дулевского фарфора, которая наблюдалась в предшествующие годы. На Дулевском заводе, несмотря на преобладание идей минимализма, приоритетной оставалась русская национальная стилистика: яркая, сочная живопись, широкий мазок, крупные формы, берущие начало в XIX веке.

В 70-е годы особо выделяется творчество Владимира Яснецова — художника большого живописного дарования лирического склада. Он украшает сервизы этюдами русской природы, покрывает блюда полевыми цветами.

В постсоветский период, начиная с 1991 года, завод находился в собственности трудового коллектива. В эти годы главным художником предприятия была заслуженный художник РСФСР Наталья Николаевна Ропова. Её личным вкладом в творческую жизнь завода стало сохранение традиций дулевского письма по фарфору. Новое поколение художников Дулева, опираясь на традиции промысла, находило новые пути воплощения своих творческих замыслов. Среди них А.А. Карпов, В.С. Ропов, И.Н. Силкин, М.Л. Безенкова, В.В. Ширина, М.В. Яснецова, О.П. Коришева, И.А. Шапкина, В.А. Звягин. С начала 2000 годов, имея хорошую базу для выпуска изделий НХП, завод начинает активную работу в этом направлении. Уже в 2006 году часть изделий, выпускаемых предприятием, получила статус изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства.

В 2012 году завод перешёл в частную собственность. Под руководством новых собственников предприятия Живцова Эдуарда Николаевича и Безденежных Вадима Валерьевича была проведена масштабная реконструкция и модернизация производства. Было закуплено современное высокопроизводительное оборудование для формования и литья изделий, новые печи периодического и непрерывного действия производства Чехии и Франции, которые позволили получать фарфор с высокой белизной, сократив при этом в несколько раз затраты природного газа и продолжительность цикла обжига изделий. Внедрение нового оборудования потребовало коренной реконструкции инженерной инфраструктуры производства фарфора, организации труда работников, оптимизации технологического процесса. Всё это позволило значительно увеличить производительность труда, вывести на современный уровень условия труда и культуру производства и получить на выходе фарфор, отвечающий современным требованиям качества и являющийся достойным конкурентом ведущих мировых марок фарфоровой посуды и художественного фарфора. Между тем,техническая модернизация производства продолжается. В 2018 году была закуплена в ФРГ новая глазуровочная машина «Триплекс», позволяющая получать изделия с ровным розливом глазури. Показателем признания высокого качества дулевского фарфора стало сотрудничество предприятия с крупными сетевыми ритейлерами, такими как «Ашан», «Метро», «Магнит», «Окей», «Светофор», «Верный» и другими сетями.

В июле 2017 году «Дулевский фарфор» стал официальным сублицензиатом ФИФА в части выпуска фарфоровой сувенирной продукции с символикой Чемпионата мира по футболу 2018 г. В декабре 2017 года первые партии изделий «Дулевского фарфора» с символикой ЧМ-2018 поступили в продажу. А к началу ЧМ-2018 лицензионные сувениры, выпущенные «Дулевским фарфором» можно было увидеть во всех фирменных брендированных магазинах ФИФА в Москве и других городах проведения ЧМ-2018 в России.

География поставок продукции «Дулевского фарфора» на сегодня охватывает все Федеральные округа России и ее можно купить в магазинах от Калининграда и Крыма до Находки и Петропавловска-Камчатского.

На сегодняшний день более 1400 наименований продукции предприятия относятся к изделиям народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, прошедших аттестацию Федерального экспертного совета при Минпромторге России. Эти изделия определяют лицо предприятия. Завод является самым крупным заводом России по выпуску фарфора. Особенность производимой продукции в том, что она удовлетворяет потребности самых широких слоёв населения и в то же время представляет собой художественные произведения. В целях расширения рынков сбыта предприятие постоянно принимает участие в федеральных оптовых ярмарках, в выставках- ярмарках народных художественных промыслов России.

Источник: Википедия