Ассамбляж (от французского assemblage — «сборка» или «монтаж») — это техника декоративно-прикладного искусства, в которой художник создает рельефное изображение путем наклеивания на плоскую основу объемных деталей или предметов. В технике ассамбляжа также допускается использование красок для живописного дополнения художественной композиции.

Ассамбляж, в отличие от родственного ему коллажа, представляет собой разновидность техники крепления трехмерных, а не двухмерных (плоских) элементов к лицевой поверхности картины. Благодаря использованию объемных деталей, изображение получается максимально реалистичным и визуально эффектным.

Ассамбляж. Владимир Татлин. Картина «Контр-рельеф», 1916

Применение, достоинства и материалы ассамбляжа

Ассамбляж используют в своем творчестве не только профессиональные художники и скульпторы. Эта техника также востребована в процессе обучения основам изобразительного искусства в детских садах и школах. Она улучшает ассоциативное мышление, память и внимание, помогает развивать творческие способности.

Ассамбляж. Джозеф Корнелл. Картина «Без названия», 1936

Обычные люди разных возрастов и профессий находят в ассамбляже множество других достоинств. С помощью этой техники можно:

  • интересно провести свободное время в одиночестве или в компании близких;
  • наполнить интерьер своего жилья красивыми произведениями искусства ручной работы;
  • найти оригинальное художественное применение утилитарным предметам повседневного быта.

Ассамбляж. Луи Хиршман. Картина «Адольф Гитлер», 1937

Ассамбляж — демократичная и многогранная техника изобразительного искусства, в которой используются самые разные подручные материалы:

  • металл;
  • пластик;
  • древесина;
  • керамика;
  • художественные краски;
  • засушенные растения;
  • бумага;
  • ткани;
  • стекло.

Ассамбляж. Роберт Раушенберг. Картина «Рифма», 1956

Профессиональные художники часто применяют для создания собственных оригинальных произведений искусства бытовой мусор и утиль. В руках мастера множество разрозненных обыденных предметов превращается в художественную композицию, наполненную глубоким эстетическим содержанием.

Ассамбляж. Кристо Кутзи. Картина «Желтая картина», 1957

История ассамбляжа

История ассамбляжа в качестве признанной специалистами самостоятельной техники изобразительного искусства насчитывает около 70 лет. Автором термина assemblage является французский художник Жан Дюбюффе (Jean Dubuffet), который в 1953 году впервые его использовал для обозначения созданных из утиля и обломков художественных произведений.

Ассамбляж. Джон Чемберлен. Картина S, 1959

Но самые ранние творческие эксперименты в сфере искусства с наклеиванием на плоскую основу рельефных предметов датированы еще 1910-ми годами. Такой подход к созданию оригинальных картин и инсталляций использовали многие последователи кубизма в ходе поиска новых художественных решений. Оригинальная техника была востребована также последователями дадаизма, сюрреализма и других течений абстракционизма.

Ассамбляж. Вернер Штюренбург. Картина «№ 5», 1968

В 1961 году в Нью-Йорке состоялась первая выставка «Искусство ассамбляжа», на которой были представлены работы многих американских и европейских художников в новаторской технике. С этого времени ассамбляж становится полноправным видом изобразительного искусства, а число его сторонников быстро увеличивается во всех уголках нашей планеты.

Ассамбляж. Любо Кристек. Картина «Звуконепроницаемая эстетика роскоши», 1976

В наши дни произведения, созданные в технике ассамбляжа, неизменно привлекают внимание ценителей современного искусства. Они часто вызывают ожесточенные споры критиков, но никого не оставляют равнодушным и тем самым вносят огромный вклад в развитие мировой культуры.

Ассамбляж. Даниэль Спёрри. Картина Jedes legt noch schnell ein Ei..., 2015

Самые известные мастера ассамбляжа

К самым известным мастерам ассамбляжа можно отнести десятки разносторонних художников. И все же, особого внимания заслуживают следующие деятели искусства:

  • Владимир Татлин — знаковая личность мирового авангарда и родоначальник конструктивизма. Российский художник еще в середине 10-х годов ХХ века начал создавать свои знаменитые контррельефы. С их помощью он пытался вынести композицию из плоскости картины в объемное пространство.
  • Джозеф Корнелл (Joseph Cornell) — выдающий американский мастер ассамбляжа, который заинтересовался новой техникой под влиянием идей Макса Эрнста (Max Ernst). Его ностальгические коробки из найденных предметов, созданные в 1920-30-х годах, принесли автору всемирную известность спустя многие годы на выставках в 1960-х.
  • Эльза фон Фрейтаг-Лорингховен (Elsa von Freytag-Loringhoven) — эксцентричная представительница дадаизма, первая женщина, использовавшая в своем творчестве технику ассамбляжа. Она прославилась на весь мир изготовлением сложных костюмов из найденного на улице мусора и провокационными стихами.
  • Луиза Невельсон (Louise Nevelson) — ярая американская феминистка и талантливая художница. Она использовала найденные на улице дрова для создания художественных композиций и после долгих лет нищеты добилась признания у публики.

Ассамбляж. Ассамбляж как часть фасада здания в историческом центре Бремена

На сайте галереи «Русь-Арт» любой желающий может приобрести уникальные шедевры антиквариата. Сайт также предоставляет всем посетителям возможность недорого купить картиныиконыскульптуры разных авторов. Наша галерея может помочь Вам оценить антиквариат, может дорого купить, недорого продать или взять на реализацию антиквариат, фарфор, книги, часы, самовары, антикварную живопись.

Информация и изображения взяты из открытых источников.