Мария Анна Ангелика Кауфман (Maria Anna Angelika Kauffmann; родилась 30 октября 1741 — умерла 5 ноября 1807 гг.) — английская и итальянская художница-неоклассицист, которая считалась одной из самых образованных и талантливых женщин в Европе XVIII века. Творчество Ангелики Кауфман ценилось настолько высоко, что ее включили в число основателей Королевской академии в Лондоне. Картины этой художницы — превосходные образцы исторической живописи и портретного искусства.

Биография Ангелики Кауфман

Ангелика Кауфман родилась 30 октября 1741 года в швейцарском городе Кур, но ее детство прошло в Австрии. Девочка была единственной дочерью австрийского художника-монументалиста. С ранних лет она проявила незаурядные способности: овладела несколькими иностранными языками (английским, французским, итальянским и немецким), обладала прекрасным певческим голосом и блестяще рисовала. Уже в 12 лет она писала на заказ портреты представителей знати и духовенства. Когда настало время сделать выбор между музыкой и живописью, отец настоял на последнем, так как карьера певицы тогда считалась не вполне пристойной для девушки.

Ангелика Кауфман. Картина «Портрет Йозефа Иоганна Кауфманна, отца художницы», 1764

Ангелика Кауфман продолжила совершенствовать художественное мастерство в Италии, куда отправилась с отцом после смерти матери в 1754 году. Она быстро прославилась и стала вхожей в высшие круги, в том числе познакомилась с английским послом и его супругой. По их приглашению девушка с отцом поехали в Лондон и прожили в Великобритании следующие 15 лет. Красивой и талантливой художницей восхищался Джошуа Рейнольдс (Joshua Reynolds), с которым она близко сошлась. Кауфман стала одной из двух женщин-учредительниц Королевской академии. Вторая — Мэри Мозер (Mary Moser).

Ангелика Кауфман. Картина «Сэр Джошуа Рейнольдс», 1767

Ангелика Кауфман. Картина «Портрет Луизы Левезон Гауэр», 1767

Одно обстоятельство омрачило благополучную жизнь в Британии: это был крайне неудачный брак. Среди многочисленных поклонников Ангелика предпочла светского льва графа Хорн, скупавшего ее картины и щедрого на комплименты. После замужества в 1767 году она выяснила, что стала жертвой брачного афериста со многими именами. Вскоре их брак был признан недействительным, но после скандала художница сильно ограничила круг общения.

Ангелика Кауфман. Картина «Гектор призывает Париса на битву», 1775

Огорчало ее и то, что восхваляемые критиками мифологические сюжеты и аллегории встречали прохладный прием у публики, предпочитавшей портреты и пейзажи Томаса Гейнсборо (Thomas Gainsborough). В итоге в 1781 году Кауфман вышла замуж за венецианского художника Антонио Зуччи (Antonio Zucchi) и уехала в Рим, где открыла престижную студию. К тому времени она уже была членом флорентийской Академии Изящных Искусств.

Ангелика Кауфман. Картина «Прощание Абеляра и Элоизы», до 1780

Ангелика Кауфман. Картина «Миранда и Фердинанд», 1782

В салоне Ангелики Кауфман встречалась интеллектуальная элита разных стран. Художница дружила с Иоганном Вольфгангом Гете (Johann Wolfgang von Goethe) и многими другими культурными деятелями XVIII века. Ее заказчиками были российский император Павел I, император Священной Римской империи Иосиф II, монархи Неаполя и Польши, Папа Пий VI и другие высокопоставленные персоны Европы и России. Русский поэт Державин даже написал оду «К Анжелике Кауфман», настолько высока была ее популярность.

Ангелика Кауфман. Картина «Горе Телемаха», 1783

Ангелика Кауфман. Картина «Автопортрет», 1784

Умерла художница 5 ноября 1807 года, и в процессии ее пышных похорон участвовала вся Академия Святого Луки. В настоящее время работы этой незаурядной женщины хранятся в Эрмитаже, Британской галерее Тейт и других лучших музеях разных стран. В Австрии открыт музей Ангелики Кауфман, а на Венере есть кратер, названный ее именем.

Ангелика Кауфман. Картина «Вергилий, читающий «Энеиду» Октавии и Августу», 1788

Ангелика Кауфман. Картина «Иисус и самарянка у колодца Иакова», 1796

Самые известные картины Ангелики Кауфман

Картины Ангелики Кауфман обычно основаны на мифологических, исторических, библейских и литературных сюжетах. Они относятся к исторической живописи, которая в акадеическом искусстве считалась наиболее возвышенной и важной. Женщины XVIII века редко проявляли себя в этом жанре, поскольку он требовал глубокого знания литературных источников, теории искусства и анатомии. Вот несколько наиболее известных произведений художницы:

  • «Портрет Иоганна Иоахима Винкельмана» (1764). Этот портрет прославил 22-летнюю художницу. На нем изображен знаменитый историк и археолог, который был другом Кауфман и отзывался о ней как об исключительной личности.
  • «Молодой Гете» (1787). Художница часто беседовала с Гете и иллюстрировала его пьесу «Ифигения в Тавриде», а он писал о Кауфман в книге «К теории цвета». Но собственный портрет поэт не одобрил, сочтя изображение приукрашенным.
  • «Венера пробуждает в Елене любовь к Парису» (1790). Эта картина на сюжет «Илиады» была заказана князем Юсуповым, в семье которого хранилась до Октябрьской революции. Сейчас она входит в собрание Эрмитажа.
  • «Автопортрет между живописью и музыкой» (1794). Художница никогда не забывала, что ради карьеры в живописи ей пришлось пожертвовать музыкальным даром. Это подтверждает поздний автопортрет с аллегориями двух видов искусства.

Ангелика Кауфман. Картина «Портрет Иоганна Иоахима Винкельмана», 1764

Ангелика Кауфман. Картина «Молодой Гете», 1787

Ангелика Кауфман. Картина «Венера пробуждает в Елене любовь к Парису», 1790

На сайте галереи «Русь-Арт» любой желающий может приобрести уникальные шедевры антиквариата. Сайт также предоставляет всем посетителям возможность недорого купить картиныиконыскульптуры разных авторов.

Информация и изображения взяты из открытых источников.